8 Мифов о разгоне компьютера
Привет Пикабу на связи МК! Оверклокинг — получить максимум производительности не тратя ни копейки. Это очень актуально тем более сейчас, в эпоху дефицита чипов, майнинга и бешеных цен на железо, многие хотят выжать максимум из своего старого ПК.Но, разумеется, частенько разгон является выходом за пределы паспортных характеристик техники, что чревато проблемами. А там, где есть проблемы, разумеется появляются мифы и страшилки, об этом мы сегодня и поговорим. Как всегда — текстовая версия под видео.
Миф №1. Разгон не для новичков, это очень сложная процедура, требующая серьезных знаний в схемотехнике ПК.
Что ж, эта страшилка действительно имеет под собой основу. Разгон зародился даже не в 90-ые, а бородатые 80-ые — при помощи специальных джамперов, или перемычек на плате, можно было увеличивать частоту еще даже такого легендарного камня, как Intel 80386, или же просто 386.
Разумеется, интернетов с гайдами на ютубе тогда не было, поэтому временами приходилось действительно серьезно вкуриваться в матчасть, чтобы понять, как же выжать из драгоценного процессора еще лишние пару мегагерц. Никакой защиты от дурака тогда не было от слова совсем, и спалить CPU было очень и очень просто.
Короче говоря, вы уже поняли, откуда уши растут о том, что разгон и BIOS — это что-то сложное и недоступное обычному пользователю. Разумеется, сейчас это уже и близко не так.
Большинство BIOS уже графические, в них можно управлять даже мышкой, разумеется поддерживается русский язык, а при нажатии на каждую опцию еще и подсказка о том, за что она отвечает, высвечивается. Ну и разумеется интернет никто не отменял — для буквально каждого процессора или комплекта ОЗУ есть подробные обзоры, в которых описывает, как выжать из них еще лишние несколько процентов производительности.
С видеокартами еще проще: та же утилита MSI Afterburner работает прямо из-под Windows и имеет красивый интерфейс опять же с подсказками. Так что, как видите, сейчас в разгоне нет ничего сложного — с ним справится любой человек, способны четко следовать мануалу.
Миф №2. Разгон — это мировой заговор, я увеличил частоту CPU/GPU/ОЗУ и не заметил прироста.
Важно понимать, что разгон не является панацеей, это просто приятный бонус. Более того, современные комплектующие гонятся обычно не очень сильно, в пределах 5-10%. Поэтому если вы используете условный 10-ядерный Core i9-10900K, и разогнали его с 4.7 до 5 ГГц, то эти лишние 300 МГц в играх вам погоды не сделает — весь упор все равно будет в видеокарту, даже если у вас парочка RTX 3090 стоит.
Реальный прирост от разгона можно получить только в том случае, если до него железка была нагружена на 100%. Именно поэтому в большинстве нормальных игровых сборок разгон видеокарты ощущается сразу же, а вот процессора — практически нет.
Поэтому заниматься разгоном стоит с умом: видите, что в ваших рабочих задачах CPU грузится на 100%? Поддайте газку, и обсчеты будут вестись веселее. Играете на интегрированной видеокарте? Задайте жару ОЗУ — она тут выступает видеопамятью, поэтому чем она быстрее — тем веселее будет fps в играх.
Миф №3. Разгоняется только топовое дорогое железо, в бюджетном сегменте ловить нечего.
Скорее нет, чем да. Разумеется, производителям разгон обычно не особо выгоден — пользователи берут более дешевые CPU и превращают их в более дорогие. Но в последнее время в борьбе за пользователей стали появляться серьезные послабления — так, Intel в кои-то веки разрешил разгон оперативной памяти не только на топовых Z-чипсетах, но и на среднеуровневом B560.
Аналогично AMD вообще не запрещает разгон ОЗУ с Ryzen, даже если у вас простенький чипсет A320, где сам процессор разогнать не получится. При этом DDR4 уже находится в зрелой стадии, поэтому даже недорогие зеленые планки Crucial с родной частотой в 2400 МГц нередко можно раскочегарить до 3 и даже 3.2 ГГц — и это при том, что остальным железом может выступать простенький 2-ядерный Athlon и материнская плата на сдачу от видеокарты.
С видеокартами еще проще — ни Nvidia, ни AMD не запрещают их разгон. Да, поиграть с напряжением не дадут, но вот с теплопакетом и частотами GPU и памяти — сколько угодно, причем даже в ноутбуках на простеньких видеокартах линейки Nvidia MX:
Но, разумеется, стоит понимать, что с дорогими платами или более продвинутыми версиями видеокарт результат может быть лучше, так как в простых решениях нередко ограничением является не сам кремниевый чип, а охлаждение или цепи питания материнской платы. Однако все еще хотя бы попробовать разгон можно даже на далеко не самых дорогих решениях.
Миф №4. В интернете врут про разгон — я попробовал указанные настройки на своем процессоре и получил синий экран смерти.
Нужно понимать, что разгон — это в прямом смысле слова кремниевая лотерея. Есть даже сайт с таким названием Silicon lottery, который занимается отбором процессоров, которые берут более высокие частоты и продают их за большие деньги.И они же ведут статистику разгона, которая хорошо показывает, что даже на отлаженном 14-нм техпроцессе Intel разброса в частотах хватает. Так, возьмем например достаточно популярный 8-ядерный CPU предыдущего поколения, Core i7-10700K.
Все протестированные образцы сохраняли стабильность на 4.8 ГГц. Попытка увеличить частоту всего на 100 МГц выкинуло из лотереи почти треть CPU, а до 5 ГГц добрались всего 22% процессоров. Ну а 5.1 ГГц покорилась лишь 2% лучших камней.
Поэтому если у вас процессор нестабилен с теми же характеристиками, с которыми он отлично работает у других — что ж, это означает, что вам в кремниевой лотерее не повезло. А может быть и наоборот — есть случаи, когда пользователи хвастались разгоном такого же Core i7-10700K до 5.2 ГГц с сохранением полной стабильности.
Миф №5. При любом разгоне теряется стабильность работы.
Наверное, это покажется удивительным, но современные кремниевые чипы с миллиардами транзисторов даже в стоке не являются стабильными. В них постоянно происходят ошибки в вычислениях, и микрокоды CPU способны их отслеживать и предотвращать негативное влияние на работу. Собственно, не все знают, но кэш процессоров уже много лет базируется на ECC-памяти, то есть имеет встроенную коррекцию ошибок.
Почему же тогда этот миф такой живучий? Все просто — некоторые пользователи забывают, что нужно не просто задать в BIOS или программе определенные значения частоты и напряжения, их еще нужно протестировать в бенчмарках и стресс-тестах. Причем чем сильнее планируется нагрузка — тем более жестким должен быть тест.
Идеалом для процессоров является Prime95 — стабильность в нем на протяжении нескольких часов фактически гарантирует, что у вас не будет никаких проблем в любых рабочих задачах. Но и напрягает этот стресс-тест процессоры очень сильно, и нередко приходится ощутимо урезать разгонные аппетиты, чтобы не словить в нем перегрев.
Так что если вы, например, только играете, можно обойтись более легким тестом — например, OCCT. Он слабее нагружает CPU, что позволит достичь больших частот — но, разумеется, если вы попробуете не играть, а рендерить 3D-графику, велик шанс словить BSOD.
Поэтому разгон является не только лотереей, но и балансированием между производительностью, температурами и стабильностями. И для достижения наилучшего результата баланс тут придется искать самостоятельно.
Миф №6. Разгон серьезно увеличивает температуры, так что запаситесь топовым охлаждением.
Важно понимать, что разгон — то есть увеличение такого программного параметра, как частота, не жестко связан с таким физическим параметром, как напряжение. Иными словами, если процессор отлично работает на высокой частоте при высоком напряжение, то он отлично будет работать и на низкой частоте при ровно таком же напряжении.
А вот наоборот — уже не факт. Но все еще не нужно забывать, что многие производители из-за серьезного разброса в качестве кремния, вынуждены перестраховываться и даже в стоке серьезно задирать напряжение на процессор, чтобы даже проигравшие в кремниевой лотерее образцы смогли работать стабильно.
Но ведь далеко не факт, что у вас именно такой CPU, поэтому нередко можно увеличить частоту на пару сотен мегагерц при том же напряжении. В таком случае температура практически не вырастет, а вот быстродействие увеличится.
В видеокартах аналогично: в большинстве решений управление напряжением вообще заблокировано, но никто не мешает поиграться ползунками в MSI Afterburner в сторону увеличения. При этом упор все равно в большинстве случаев будет в TDP, то есть опять же можно получить рост производительности при неизменных температурах.
Более того, есть фишка под названием андервольтинг. Она позволяет снизить напряжение — а, значит, и температуры — при сохранении тех же частот. То есть можно сохранить ту же производительность при меньшем нагреве, вот такая магия кремния.
Миф №7. Разгон безопасен, спалить современное железо очень сложно.
С одной стороны, так и есть — современные видеокарты и процессоры имеют достаточно много защит, которые, например, будут урезать частоты чипа при перегреве. Однако даже если вы эксплуатируете свое разогнанное железо при комфортных для него температурах, это не значит, что оно будет стабильно работать годами.
Все дело в том, что любые кремниевые чипы подвержены деградации — сложному химическому (да и физическому тоже) процессу, из-за которого они перестают стабильность работать при неизменных условиях. Обычно процесс этот достаточно медленный, и CPU или GPU в стоке до влияния от него обычно не доживают по другим причинам, так как у них есть запас стабильности из-за кремниевой лотереи.
А вот в случае с разгоном мы нередко уменьшаем стабильность чипа, да и к тому же повышенное напряжение ускоряет деградацию. А если еще вспомнить, что и с температурами в разгоне не всегда все окей, столкнуться с деградацией и нестабильностью из-за нее нередко можно спустя всего полгода-год работы.
Сейчас это хорошо заметно на видеокартах, на которых майнили до победного — такие загнанные GPU нередко валят систему в BSOD даже в стоке при небольшой нагрузке. Разумеется, фиксится это просто — достаточно всего лишь несколько снизить частоту чипа, как стабильность вновь возвращается.
Миф №8. Ноутбучные комплектующие не разгоняются.
Да как бы не так. Взять, например, видеокарты — гонятся они в ноутбуках почти все, за исключением интегрированной графики. Также скорее всего не получится изменить теплопакет, но, надо сказать, он и на множестве десктопных видеокарт меняется от силы на 5-7%.
Так что гнать мобильные видеокарты можно и нужно — это хороший способ получить прибавку производительности в наше нелегкое время, когда даже GT 1030 считается неплохой игровой карточкой.
Что касается процессоров, то тут нужно поступать хитрее. Да, в разумеется есть ноутбучные CPU с уже разблокированным множителем, но стоят такие лэптопы как крыло от мига. Поэтому можно пойти другим путем: нередко производители запрещают увеличивать напряжения на CPU, но вот уменьшать можно — например, с помощью бесплатной утилиты ThrottleStop.
А теперь минутка физики: большинство мобильных процессоров ограничивает крайне низкий теплопакет в 15-45 Вт. Увеличить его получается далеко не всегда — временами это программно заблокировано, но чаще всего не вытягивает система охлаждения.
Поэтому можно поиграться с напряжением: нередко его можно снизить на достаточно внушительные 100 мВ, что позволяет отыграть при том же TDP 200-300 МГц, что может дать и 10% абсолютно бесплатной производительности, без увеличения температуры или энергопотребления.
Как видите, мифов о разгоне существует много. Знаете какие-нибудь еще? Пишите об этом в комментариях.
Мой Компьютер — специально для Пикабу
Поддержать
2 года назад
Миф №1. Разгон не для новичков, это очень сложная процедура, требующая серьезных знаний в схемотехнике ПК.
Миф №2. Разгон — это мировой заговор, я увеличил частоту CPU/GPU/ОЗУ и не заметил прироста.
Миф №3. Разгоняется только топовое дорогое железо, в бюджетном сегменте ловить нечего.
Миф №4. В интернете врут про разгон — я попробовал указанные настройки на своем процессоре и получил синий экран смерти.
Миф №5. При любом разгоне теряется стабильность работы.
Миф №6. Разгон серьезно увеличивает температуры, так что запаситесь топовым охлаждением.
Миф №7. Разгон безопасен, спалить современное железо очень сложно.
Миф №8. Ноутбучные комплектующие не разгоняются.
2 года назад
Никогда не понимал необходимость разгона.
раскрыть ветку (0)
2 года назад
Миф №2. Разгон — это мировой заговор, я увеличил частоту CPU/GPU/ОЗУ и не заметил прироста.
в свое время чуть-чуть (так что считайте меня диванным экспертом) игрался с разгоном своего компа
1) процессор — да 5% без извратов в виде дополнительного или иного охлаждения
для игр — херня, которую никто не заметит
для расчётов (приходилось делать расчёты которые считались около недели) — тоже маленький довесок (с той же неделею 5% — это 8 часов — заметно конечно, но тоже не очень — рассчёт закончился не вечером, а следующим утром, хотя тут 50 на 50, могло и утром отпустить, а не вечером)
2) видеокарта — примерно то же 10%, для игры со средними 20fps это 22fps, что в общем то также неиграбельно 🙂 а для игры с 60fps, это 65fps, что и так и так играбельно и тут уже вопрос — найти игру который эти 5fps дали бы играбельность
2 года назад
бля ну сэкономь на завтраках в школе и накопи на нормальный процессор, хули хуйнёй этой страдать с разгонами и прочей дрочкой
раскрыть ветку (0)
2 года назад
Разгон нафиг не нужон обычному юзеру. обдрочатся на свои циферки. Собрал? Работает? Не трогай. А то спалят там себе комплектующие, и пойдут ныть сюда же. Мамкины разгоняторы. Или зачастую фпс повышается ненамного.
Похожие посты
23 дня назад
Рейтинг оборудования пользователей Steam, август 2023 года
Видеокарты с 8 Гб памяти стоят уже у 30% игроков, а восьмиядерные CPU у 20%.
Инфографика: #рейтинг оборудования пользователей Steam, август 2023 года
Показать полностью 1
Поддержать
28 дней назад
Baldur’s Gate 3 — убийца видеокарт? Ремонт Gigabyte RTX 3080 ti
В этот раз к нам на ремонт попала видеокарта RTX 3080 ti Gaming OC.
Это уже седьмая карта от компании Gigabyte за неделю с типовой проблемой по питанию.
И все они вышли из строя при прохождении Baldur’s Gate 3. Такая вот игра – убийца видеокарт. Это конструктивная особенность видеокарт данного вендора, которая в совокупности с плохими заводскими термоинтерфейсами приводит к нехорошим последствиям.
Перед тем, как окончательно выйти из строя, карта во время игры несколько раз отключалась, выкручивая вертушки на 100%, пока не перестала подавать признаки жизни вовсе.
Подкидываем питание и видим нулевое потребление. Это говорит о сработавшем предохранителе, что на данной видеокарте — редкость. А, значит, 25А прошло по этому питанию 🙁
Вскрываем видеокарту и делаем замеры.
Диагноз — предохранитель, действительно, пробит. Также неисправен DrMOS — это заметно и внешне, и в тепловизор.
Увы, DrMOS прикипел к плате намертво и пришлось его выпиливать.
К сожалению, посадочное место тоже сильно пострадало, и посадить на него обратно «красиво» уже не выйдет. Но мы постарались.
Завершающим этапом меняем все термопрокладки, чтобы проблема не повторилась вновь. Собираем карту обратно, гоняем в тестах.
. и возвращаем счастливому владельцу, отпуск которого только начался 🙂
Стоимость ремонта под ключ обошлась заказчику в 10 тысяч рублей.
Для ремонта можно обратиться ко мне в Телеграм — @Bisenen.
А для бесплатной помощи по любому вопросу десктопного железа — в мою группу тг.
Показать полностью 8
1 месяц назад
Ремонт rtx 3080 ti от Palit
Сегодня на ремонтном столе очередная карта от Palit, rtx 3080 ti gaming pro:
Карта «на пломбе», но мы, к сожалению, сразу видим, что это не показатель. Клиентом заявлена неисправность «да там только гпу поменять» (действительно, всего лишь)))). Особенность подобных ремонтов — отсутствие «гпу» в свободной продаже. А в случае их наличия — большая стоимость ремонта.
Сразу же вскрываем карту и убеждаемся, что чип пробит по питаниям pex и 1.8v. Снимаем чип и проверяем карту на проблемы. Кз по 1.8 остается и выясняется, что у нас так же «бит» чип памяти, поэтому снимаем и его. После этого обнаруживаем и короткое замыкание по 12в, при устранении которого оказывается, что карту уже пытались «паять»:
Ибо дроссель уже сидел на свинцовом припое и с легкостью «выпал» из карты во время пайки. Ставим новый дрмос и проверяем корректность работы:
После этого можно уже и ставить новый гпу на плату:
Есть очень много мифов на тему «замены ГПУ». Что это крайне ненадежно, пайка чипа будет хуже завода и прочие странные рассуждения. Распространенные крайне низкоквалифицированными сервисами / со времен gtx 700 линейки, когда карты велись на «прогрев». Могу лишь сказать, что заводская пайка ГПУ современных карт — крайне ненадежна из-за бОльших тенмператур активности «бессвинцового припоя» (который не вредит окружающей среде). Тогда как в большинстве сервисов чипы «сажаются» на свинцовый припой, который, помимо температур, более «прочный».
После чего собираем и тестируем карту:
Показатели температур под нагрузкой отличные. Можно выдавать карту клиенту.
Для ремонта можно обратиться ко мне в тг — @Bisenen.
А для бесплатной помощи по любому вопросу десктопного железа — в мою группу тг.
Показать полностью 7 1
2 месяца назад
Самое популярное оборудование у игроков в Steam
Инфографика: рейтинг оборудования пользователей Steam, июнь 2023 года
Показать полностью 1
Поддержать
3 месяца назад
Intel построит новый завод в Израиле за рекордные 90 млрд шекелей
Показать полностью 2
Поддержать
4 месяца назад
Настало время, когда чипы с ИИ делают чипы
Сейчас практически все крупные чипмейкеры сейчас используют инструменты EDA с поддержкой ИИ.
Поддержать
4 месяца назад
Красная машина
Согласно данным Mercury Research AMD занимает уже более трети рынка процессоров
Показать полностью 1
Поддержать
5 месяцев назад
Красный кэш vs реальность
Привет Пикабу! Год назад AMD запустила пробный процессор 5800X3D с увеличенным объемом кэша третьего уровня, и из-за своей отличной игровой производительности он имел оглушительный успех. Поэтому не удивительно, что в линейке Ryzen 7000 компания развернулась по-полной – есть и 8, и 12, и даже 16-ядерный X3D-камень, там суммарно под 150 МБ кэша: в такой объем можно без проблем положить Windows 95 .
Но в этот раз чуда не случилось – есть вопросы и к производительности, и к надежности, да и немало подводных камней, про которые AMD старалась особо не афишировать. Поэтому давайте разбираться, что это еще за кеш, стоит ли рассматривать в покупке процессоры Ryzen 7000X3D, что нужно знать и почему вы должны забыть про их покупку на Ali или Avito.
Минутка (нет) теории
И для начала – что такое кэш? Это небольшой объем очень быстрой памяти, которая находится максимально близко к вычислительным блокам процессора и нужна для ускорения работы.
Все дело в том, что с точки зрения процессора ОЗУ находится далеко, и это стало проблемой для десктопных камней уже в 90-ые, когда они перешагнули за сотню мегагерц. Это привело к тому, что время такта снизилось до единиц наносекунд, тогда как обращение к памяти занимает на порядок, а то и два больше.
Решение в Intel придумали быстро: снабдили процессор небольшим объемом собственной памяти, доступ к которой занимает один, в худшем случае несколько тактов. Хранение в таком кэше инструкций и важных данных позволяет ощутимо снизить время ожидания информации вычислительными блоками, что и вылилось в прирост производительности.
Но почему тогда до последнего времени никто не задумывался о кэше? Да, многие знают, что в современных CPU он имеет три уровня , различающихся по скорости доступа и объему, и суммарно достигает несколько десятков мегабайт – и на этом все.
Ответ тут прост: последний раз проблема с кэшем остро стояла лишь в начале нулевых, когда простым Celeron кэша второго уровня ощутимо не докладывали – всего 128 КБ против 256 или даже 512 КБ у Pentium 4 на LGA478. Тогда это приводило к тому, что на одинаковых частотах сельдерей мог на 20-30% проигрывать пеньку.
Дело в том, что в то время кэш был дорогим и проблемным, как и любая другая новая технология, и при этом, как и сейчас, занимал большую часть площади чипа – поэтому для удешевления производства процессоров чаще всего резали именно его. Уже к середине нулевых с выходом LGA775 проблемы были решены, и даже базовым Core 2 Duo щедро насыпали аж 4 МБ кэша, тогда как поздние Core 2 Quad могут похвастаться уже 12 МБ быстрой памяти L2.
И с тех пор прогресс в кэше сильно замедлился. Да, появился еще более низкий уровень L3, доступ к которому могла иметь даже интегрированная графика, но в целом формула в 2-3 МБ кэша на ядро с тех пор не менялась, потому что процессорам буквально не нужно было больше для данных для быстрого доступа.
Именно поэтому вышедшее в 2014 году 5-ое поколение процессоров Intel, оно же Broadwell, с треском провалилось: попытка добавить 64-128 МБ памяти eDRAM, или кэша уже четверого уровня на отдельной микросхеме, давало реальный прирост лишь в единичных задачах, где нужно работать с большим объемом предсказуемых данных – например, при архивировании.
В играх, при работе с мультимедией и графикой новинки нередко оказывались даже хуже предшественников из-за более низких тактовых частот.
Хотя, конечно, полностью тупиковым eDRAM не стал: как раз в 5-ом поколении Intel ощутимо бустанула свою интегрированную графику Iris, которая также имела доступ к этой памяти. Как итог, это породило несколько линеек ультрабуков, которые были способны тянуть на интегряшках свежие на тот момент игрушки, включая третьего ведьмака на минималках. Но, разумеется, в случае с десктопами это было мало кому интересно, поэтому с выходом Skylake Intel предпочла забыть об L4.
5800X3D – когда кэш помог
И вот, спустя почти 10 лет после выхода пятитысячных интелов, AMD резко анонсирует 8-ядерный Ryzen 5800X3D с дополнительной микросхемой кэша L3 на 64 МБ.
Производить его было нелегко – дополнительный кэш идет вторым этажом над кристаллом с ядрами, и чтобы бутерброд влез по толщине под крышку, пришлось срезать 95% пустого кремния, доводя толщину ядерного чипа всего до 0.02 мм.
Бонусом идет использование самого свежего степпинга B2, что позволило снизить рабочие напряжения, а также пониженные на пару сотен мегагерц частоты относительно обычного 5800X. Ну и вишенка на торте – такой процессор не получится разогнать традиционными методами через BIOS. AMD объясняет это нежностью кристалла с 3D V-cache, который просто не переживет повышение напряжения.
Но самым интересным был вопрос о том, какой прирост производительности даст утроенный объем кэша L3? Ведь за последние десятилетие мы уже привыкли к тому, что информацию о кэше нам подают вскользь, и никто уже давно не изучает его влияние на производительность – да и такой возможности не было, что AMD, что Intel урезают кэш обычно вместе с ядрами, и последние очевидно влияют сильнее.
С другой стороны, у Ryzen из-за чиплетной структуры всегда были проблемы с задержками доступа к ОЗУ, поэтому именно такие камни должны лучше всего отзываться на увеличение объема кэша. Более того, решения AMD с одним «ядерным» кристаллом оказываются по скорость записи данных в память аж вдвое медленнее, чем старшие 12- и 16-ядерные Ryzen с двумя кристаллами – эту проблему также призван решить увеличенный кэш.
Собственно, так и оказалось – конечно, с лозунгом, что Ryzen 5800X3D — лучший игровой процессор, AMD погорячилась, все-таки лучший камень от Intel на тот момент, i9-12900KS, был слегка быстрее в играх, хотя и ощутимо дороже и горячее.
Но прирост относительно обычного 5800X даже с учетом чуть большей частоты последнего был серьезным – в среднем около 20%. Даже 16-ядерный 5950X в играх был хуже – хотя здесь уже ничего удивительного, единичные проекты могут загрузить работой три десятка потоков.
Но вот в рабочих задачах ситуация оказалась куда скромнее: в большинстве программ 5800X оказывался даже быстрее, лишь с жадным до памяти архивированием 5800x3D слегка вырвался вперед. И это понятно: вычислительные задачи предсказуемы, что позволяет обойтись меньшим объемом кэша для подпихивания процессору данных в быстром доступе.
Особенно если учесть, что 32 МБ у 8-ядерного 5800X – это больше, чем у 16-ядерного i9-12900K, который довольствуется только 30 МБ.
А вот в случае с играми предсказуемость меньше, да и нередко нагрузка на память высокая, поэтому большой объем кэша действительно нивелирует большие задержки доступа к ОЗУ.
В итоге на AM4 всех все устраивало: хочется максимальную производительность в играх от 5-летного сокета на уровне 12-ого поколения процессоров Intel? 5800x3D – отличный выбор даже для не самых топовых плат с такой себе реализацией VRM, так как процессор сам по себе достаточно энергоэффективный из-за отборного чипа и сниженных частот. Хочется максимальную производительность в рабочих задачах? Есть 16-ядерный 5950X, который навязывает конкуренцию i9-12900К.
Нужно отдать должное – AMD закрыли эпоху AM4 с лучшей стороны.
Так что теперь остается ответить лишь на два вопроса – почему Intel не вернулась к технологии eDRAM и какими вышли Ryzen с 3D V-cache на AM5?
В случае с Intel ответ простой – в увеличенном кэше нет нужды. Компания продолжает использовать один монолитный кристалл со всеми ядрами и контроллерами внутри, в отличие от разнокристалльных Ryzen. Как итог, у синих задержки доступа к ОЗУ и между ядрами ощутимо ниже, чем у красных, поэтому процессоры Intel комфортно себя чувствуют с относительно небольшим объемом кэша – который, в любом случае, компания время от времени слегка увеличивает.
При этом в следующем 14-ом поколении процессоров Intel, по слухам, перейдет на чиплетную структуру и вернется к идее кэша L4, который будет отдан интегрированной графике. С учетом того, что последняя будет на архитектуре Arc – Intel вполне может побороться за звание производителя лучшей интегрированной графики с AMD, которая до сих пор лидер в этой области.
Ryzen 7000x3d – фокус не (совсем) удался
Что касается AMD, то компания продолжила использовать чиплетную архитектуру, как итог – Ryzen 7000 имеют 1 или 2 кристалла с ядрами и один с контроллерами ввода-вывода, а также с простенькой интегрированной графикой. То есть контроллер ОЗУ снова отделен от ядер, но AMD сделала все возможное для снижение задержек: у всех Ryzen 7000 частота внутренней шины Infinity Fabric доведена до 2000 МГц, что ранее было доступно только для лучших Ryzen 5000, и то с разгоном. Кроме того, в случае с DDR5 большое влияние имеют именно большие внутренние задержки – поэтому даж е в случае с однокристалльными процессорами Intel переход с DDR4 увеличивает время доступа к памяти до полутора раз.
Как итог, в случае с Ryzen 7000 задержки ОЗУ оказываются сравнимыми с Intel Core 12 и 13 поколений при работе с DDR5 на одинаковой частоте, да и по пропускной способности большой разницы между ними нет.
Но при этом на Intel 13-ого поколения возможности по разгону лучше – можно замахнуться и на 7000 МГц, пробив сотню гигабайт/с пропускной способности. Получается, что увеличенный кэш Ryzen снова нужен?
И да и нет. Начнем с топовых Ryzen 7900X3D и 7950X3D. У них изначально два процессорных кристалла по 32 МБ памяти L3 на борту, и к первому из них теперь добавляется еще один чип 3D V-cache на 64 МБ, доводя суммарный объем кэша третьего уровня до 128 МБ. И это приводит к новой интересной проблеме: получается, что один процессорный кристалл теперь тонкий и с 96 МБ памяти, а второй – обычный с 32. И, разумеется, лазить за данными в кэш первого кристалла из второго – долго. При этом работа кэша для программистов полностью прозрачна, рулением занимается сам процессор.
Еще одна проблема осталась со времен Ryzen 5800X3D: двухэтажность и нежность дополнительного кэша привели к ограничению напряжения, частоты и теплопакета, причем последний снизился достаточно ощутимо, со 170 до 120 Вт.
Как это отразилось в рабочих задачах, которым в большинстве своем огромный L3 не нужен – очевидно: обычные версии Ryzen без X3D оказываются и слегка быстрее, и ощутимо дешевле.
Более того, проблему с низкой пропускной способностью DDR5 дополнительный кэш не исправил просто потому, что для вычислительных задач это не проблема: тот же рендер не замечает даже перехода с одноканала в двухканал, чего уж тут говорить о разницы в скорости с четырехканалом.
А что по играм? Тому же 5800X дополнительный L3 ощутимо помог. Поэтому и не удивительно, что у старших Ryzen 7000 ситуация аналогичная: что Windows, что игроделы уже научились работать с чиплетными камнями AMD и стараться нагружать именно первый 8-ядерный кристалл, который как раз и имеет шапку в виде 3D V-cache. Так что и 7950X3D, и 7900X3D на 10-15% быстрее обычных версий, тут никаких сюрпризов, и даже 13900K слегка позади.
Но тут возникает интересный нюанс. Как мы уже объяснили в одном из предыдущих роликов, 8 ядер для игр хватит еще очень надолго, то есть брать 16-ядерный 7950X3D чисто на поиграть – не самая здравая идея. А в рабочих задачах обычная версия этого CPU лучше. Вот и получается, что старшие X3D интересны разве что тем, кто и активно занимается вычислительной работой, и хочет одновременно поиграть с картой уровня RTX 4090. Разумеется, таких пользователей не очень много, так что для большинства такие процессоры не представляют интересна.
Так что спустимся до более народного 8-ядерного Ryzen 7800X3D. В рабочих задачах тут ситуация ровно как у старших собратьев – обычный 7700X чутка быстрее из-за более высоких частот. Но, с другой стороны, никто и не берет такие процессоры для расчета погоды на Марсе, а вот для игр 8 ядер – оптимум. И тут новинка красных показывает себя просто отлично – лишние 64 МБ кэша делают ее на 10-15% быстрее, и как итог, 7800X3D напрямую соревнуется с топовым и гораздо более дорогим i9-13900K.
Казалось бы, вот он, лучший игровой процессор современности – но тут опять вылазит нюанс. 5800X3D был хорош в том числе и потому, что это вишенка на торте AM4 – ничего лучше для игр на этом сокете нет и уже не будет, и если хочется еще больше FPS, то нужно тратить много денег для перехода на AM5 или LGA1700. А вот в случае с AM5 линейка Ryzen 7000 – первая, но далеко не последняя. И с учетом того, что даже обычный Ryzen 7 7700X без проблем вытягивает RTX 4090 в реалистичных для нее разрешениях 2К и выше – нет никакого смысла в покупке 7800X3D, ибо через год выйдут Ryzen 8000, которые по слухам будут на 20-25% быстрее и которые точно обгонят X3D версии, при этом стоить новинки скорее всего будут даже дешевле.
Так что 7800X3D, безусловно, хорош – но здесь и сейчас, и только для тех, кто хочет играть с топовой видеокартой в FHD на 360-гц экране, выжимая из железа максимум плавности. Для реалистичных геймеров нет никакого смысла доплачивать за 64 МБ кэша лишние полторы сотни долларов или аж 20 тысяч рублей на Ali – они дадут минимальную разницу далеко за 200 FPS, так что почувствовать, что деньги потрачены не зря, не получится.
Может быть, польза от 3D V-cache есть в других применениях? Первое что вспоминается – это интегрированная графика, которая как раз появилась во «взрослых» Ryzen 7000. К тому же были слухи, что лишние 64 МБ кэша увеличивают ее производительность аж в 3-4 раза. Увы, как оказалось, реальный буст – меньше 10%, да и сама по себе эта графика не способна ни на что больше, чем тянуть доту на минималках.
Но что самое печальное – Ryzen 7000X3D оказались слишком нежными. И хотя разгон любых x3D процессоров через BIOS заблокирован, многие утилиты позволяли увеличивать напряжение на процессоре из системы. С печальным результатом – малейший выход за пределы 1.35 В приводит к гарантированной смерти – это касается и Ryzen 5800X3D. Более того, даже если не баловаться с разгоном, у многих старшие двухкристалльные Ryzen 7900X3D и 7950X3D умирают сами по себе: у кого на следующий день после покупки, у кого через месяц. Возможно, дело в разнородном нагреве двух процессорных кристаллов, ведь только один из них имеет второй ярус с кэшем. Но, в любом случае, проблема есть и достаточно массовая – и самое худшее в том, что официально в России эти процессоры не купить, они есть лишь на различных маркетплейсах. Поэтому если спустя пару недель после покупки свежий Ryzen отправится в кремниевую вальгаллу – вернуть деньги уже не получится, а стоят такие чипы немало. Касается ли эта проблема однокристалльного Ryzen 7800X3D – пока неизвестно, но лучше не рисковать и дождаться их появления в крупных сетевых магазинах.
Итоги
Обычно бывает, что первый блин оказывается комом, однако с технологией 3D V-cache оказалось все ровно наоборот: Ryzen 7 5800X3D получился на редкость хорошим процессором, который продлевает жизнь сокету AM4 в играх на долгие годы вперед. У AMD были все шансы повторить его успех с AM5 – но не удалось. Старшие процессоры, которые обычно берут под вычисления, буста от лишнего кэша L3 не получают вообще – даже проигрывают обычным версиям. Младший 8-ядерный 7800X3D, с одной стороны, оказался лучшим игровым камнем современности – только вот на деле почувствовать это не получится, чего не скажешь про ощутимую переплату за него. А с учетом того, что на горизонте уже видны продвинутые Ryzen 8000, да и новости о внезапных смертях 7000X3D оптимизма не прибавляют – нет никакого смысла в покупке таких процессоров. И если вспомнить, что обычные Ryzen 7000 уже активно дешевеют за рубежом, и рано или поздно это докатится и до России – они все еще остаются наилучшим выбором по цене-производительности на сокете AM5.
Стоит ли разгонять процессор и видеокарту?
Сегодня мы собираемся заняться вопросом разгона. Вне зависимости от того, являетесь ли вы ветераном компьютерных игр или новичком, разгон может вызвать немало вопросов. Самый большой из этих вопросов: “Стоит ли разгонять процессор и видеокарту?“. Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно сначала разобраться с другими важными вопросами о разгоне. Разгон – довольно сложная тема, но к концу этой статьи вы должны иметь полное представление о нем и о том, подходит ли он вам.
Что такое разгон?
Разгон означает повышение производительности компонента до его заводских значений по умолчанию. В случае процессоров – и некоторых других компонентов – этот повышенный аспект – это «тактовая частота». Общая идея разгона состоит в том, что, повышая тактовые частоты ваших компонентов, вы сможете выжать из них больше производительности. Давайте обсудим компоненты вашей системы, которые можно разогнать. Практические советы по настройке компьютера вы можете найти здесь
Какие компоненты можно разогнать?
Теперь, когда вы знаете, что такое разгон, мы можем начать говорить о различных компонентах, которые можно разогнать, и о нескольких соображениях поверхностного уровня для каждого из них.
Процессор (CPU)
Прежде всего разогнать можно процессор, при условии, что ваш производитель позволяет вам это сделать.
У AMD здесь довольно хороший послужной список: подавляющее большинство их основных процессоров со времен серии Opteron поддерживают разогон, включая последние серии Ryzen и чипы FX.
Intel, с другой стороны, сильно ограничивает разгон процессорами «серии K» или «серии X». Например, мой компьютер использует i5 4690, который не поддерживает разгон, хотя в остальном он идентичен более дорогому i5 4690K, который его поддерживает.
Для других компонентов преимущества разгона иногда могут показаться незначительными или едва заметными. Но с процессорами, особенно если вы используете высококачественное решение для охлаждения, вы увидите гораздо большее улучшение производительности, иногда даже на полный гигагерц или более. Однако процессоры также являются наиболее сложным компонентом для разгона, что затрудняет достижение этих показателей для новичков.
Видеокарта (GPU)
GPU также можно разогнать. Но что на самом деле делает разгон вашего GPU? Ну, во-первых, есть некоторые «проблемы»:
- Увеличение производительности обычно не так велико
- Результаты будут крайне противоречивыми
В кругах разгона энтузиасты обращаются к так называемой «силиконовой лотерее». По сути, это означает, что некоторые компоненты просто получаются лучше во время производственного процесса (это также может возникнуть с процессорами, но чаще всего упоминается в отношении графических процессоров). Таким образом, они могут лучше справляться с давлением разгона; лучшее качество означает большую разгонную мощность.
К сожалению, невозможно узнать, какие компоненты являются победителями кремниевой лотереи. Вы и ваш друг можете одновременно купить один и тот же графический процессор у одного и того же производителя, но ваш друг может иметь более стабильный разгон на своей карте, чем вы.
При этом графические процессоры являются наиболее популярным компонентом для разгона, несмотря на вышеупомянутые недостатки. Одной из причин этого может быть наличие программного обеспечения, такого как MSI Afterburner, которое облегчает разгон, а также большое количество документации и помощь в разгоне форумов по всему Интернету.
RAM
Новые стандарты ОЗУ, такие как DDR4, определенно будут показывать более значимые изменения в ваших приложениях, чем DDR3 или (не дай бог) DDR2, которые обычно не оказывали какого-либо значимого влияния на производительность.
Однако даже в случае оперативной памяти DDR4 более высокие скорости обычно не так заметны в большинстве приложений, хотя в некоторых случаях разгон оперативной памяти действительно важен.
Наиболее заметный из этих сценариев, который приходит на ум, – это APU AMD. Поскольку APU представляют собой комбинированный процессор + графический процессор на одном чипе, они должны совместно использовать ресурсы памяти. Как правило, графический процессор имеет собственную оперативную память, которая намного быстрее, чем память DDR3 или DDR4, но с APU он должен работать с более медленной оперативной памятью. В этом конкретном случае разгон вашей оперативной памяти на самом деле очень рекомендуется и даст вам ощутимое повышение производительности.
Монитор
Последнее, но не менее важное, это мониторы ! Да, ваш дисплей может быть разогнан. Иногда.
Для простоты я буду использовать свой собственный монитор BenQ 75 Гц в качестве примера. Монитор, который я использую, продавался как работающий только на частоте 75 Гц с гораздо более низким разрешением 800×600. Тем не менее, обзоры продуктов показали, что он может работать на родном 1080p с включенным разгоном 75 Гц, и я делал это без проблем, так как я купил этот монитор более 4 лет назад.
С помощью панели управления Nvidia или AMD разогнать ваш монитор невероятно легко. Вы можете попробовать любое разрешение или частоту обновления, которые вам нравятся, и если оно не работает … оно просто вернется к последнему рабочему разрешению и частоте обновления.
В целом, однако, вы действительно сможете увеличить частоту обновления только в таких сценариях, как у меня. Вы не сможете, скажем, перевести монитор 1080p на 4K или монитор 60 Гц на 144 Гц.
Каковы плюсы разгона?
Лучшая производительность
Повышение производительности является самым большим преимуществом, особенно для разгона процессора и, в некоторых случаях, разгона памяти. Разгон GPU и дисплея будет давать, как правило, лишь незначительное увеличение, но все еще может быть полезным, особенно если вам нужно просто немного больше производительности для достижения 60 FPS ваших любимых игр.
Экономия денег (потенциально)
Это применяется больше в старые времена, чем сейчас (мы объясним, почему ниже), но вполне понятно, что если вы можете получить больше производительности от более дешевого продукта, особенно процессора, то вы экономите свои деньги.
Это действительно так, особенно для процессоров AMD Ryzen. Например, Ryzen 2600 и 2600X практически идентичны, а разгон Ryzen 2600 может сократить разрыв в производительности.
Каковы минусы разгона?
Более высокие температуры
Это неизбежный недостаток разгона. Большая производительность означает больше энергопотребления, что означает больше тепла. Чтобы компенсировать это, вам необходимо инвестировать в более качественную настройку охлаждения, будь то улучшение общего охлаждения вашего корпуса или использование лучшего кулера для отдельногокомпонента, который разогнан.
Сокращение продолжительности жизни
Это реальный риск нестабильного разгона, но не стабильного разгона. Если вы достигли стабильного разгона, который не работает постоянно при температурах до 194 ° F (90 ° C) , вы вряд ли каким-либо значительным образом уменьшите срок службы ваших компонентов.
Тем не менее, если вы не будете осторожны при разгоне, особенно с такими компонентами, как процессор или оперативная память, вы рискуете их сжечь. По этой причине важно проверять разгон пошаговыми шагами вверх, а затем вниз, когда вы начинаете испытывать сбои или нестабильность.
Нестабильность
Нестабильность – еще одна серьезная проблема при разгоне. Даже если ваш разгон стабилен, он все равно может появляться в редких случаях. Даже если вы достигли стабильного разгона, все еще будут редкие сценарии, в которых это может быть причиной сбоя программы или системы, и к этому следует
быть готовым, если вы пойдете по этому пути.
Дополнительные траты на другие компоненты
Это относится в основном к разгону процессора и разгону оперативной памяти. Проще говоря: в настоящее время вам нужно купить совместимую с разгоном материнскую плату, если вы хотите разогнать эти компоненты.
Материнские платы начального уровня от AMD и Intel больше не позволяют пользователям разгонять свои процессоры – хотя AMD раньше это делала. Ожидайте потратить где-то от 30 до 50 долларов на материнскую плату, совместимую с разгоном, и от 50 до 100 долларов на процессор, совместимый с разгоном (в случае Intel).
В прежние времена, когда разгон был менее эффективен, это был довольно надежный способ сэкономить деньги и повысить производительность вашей системы. Хотя все еще существуют сценарии, в которых это может иметь место, печальная истина заключается в том, что система, способная к разгону, будет, как правило, намного дороже.
В дополнение к дополнительному оборудованию, необходимому для начала разгона, вам также потребуется инвестировать в достаточное охлаждение (особенно для вашего процессора, который может даже не включать кулер), чтобы вы могли увеличить эти тактовые частоты.
Вывод: стоит ли делать разгон?
Разгон GPU и дисплея обычно того стоит. Они не имеют дополнительной надбавки к цене, и если вы готовы потратить время и усилия на достижение этих разгонов.
Разгон RAM обычно не стоит того. Однако в некоторых сценариях, как, например, с APU AMD, это, безусловно, так. Однако даже в этих случаях, из-за сложности процесса разгона, вы можете просто захотеть купить лучшую оперативную память для начала.
Разгон процессора является самым дорогим из-за обязательных инвестиций в материнскую плату, совместимую с разгоном. С процессорами Intel у вас есть дополнительная цена буквы «K» или «X», которая также может быть довольно высокой. Так зачем разгонять ваш процессор? Ну, это имеет наибольшую выгоду с точки зрения производительности.
Итак, должны ли вы разгонять свой процессор? Это не стоит того, по крайней мере, по нашему мнению, до тех пор, пока вы не потратите 1000 долларов или больше на свою систему. Но не волнуйтесь, потому что вам не нужно разгоняться, чтобы получить хорошую производительность.
Источник https://pikabu.ru/story/8_mifov_o_razgone_kompyutera_8272314
Источник https://f1-it.ru/stoit-li-razgonyaty-protsessor-i-videokartu.html